Оказывается есть достаточно много песен, у которых в названии слово белый. Вот была БЕЛАЯ БЕРЕЗА, есть армейская песня ПЛАТЬЕ БЕЛОЕ. А я предлагаю сегодня разобрать на гитаре песню БЕЛЫЙ ПЕПЕЛ, которую исполняет Александр Маршал. В песне пеплом называется снег, так что по времени года очень подходящая зимняя песня. Прекрасно звучит под гитару у горящего камина в дружеской обстановке.
Начнем с тональности. Певец выбирает тональность, чтобы ему было удобно петь. Для своего голоса каждый подбирает удобную тональность. Эту песню Александр Маршал задумал спеть сам с собой в октаву. То есть спеть мелодию внизу и повторить вверху. Поэтому оригинальная тональность получилась для многих неудобна. Внизу сильно низко, вверху сильно высоко. Не у всех же такие возможности голоса. Плюс к тому же аккорды в оригинальной тональности фа-диез минор (F#m) не самые удобные для начинающих, половина на баррэ. Поэтому предлагаю для удобства средних голосов и и средних гитаристов, разобрать песню в легкой тональности ля-минор (Am). А тем кому лучше в оригинале, смотрите видео разбор, а аккорды здесь ⇒
Ля минор тоже не спасет тех, кто хочет вообще без баррэ. В песне достаточно много аккорда (F) фа-мажор. Ну прямо в каждой строчке. Надо же когда-то его осваивать. Вот подходящая песня. Все аккорды тональности ля-минор, плюс ещё пара аккордов из других тональностей для красоты. В куплете такие аккорды:
Ставим аккорд ля минор Am, проводим вниз по струнам и начинаем петь до слова «зимы», где на ударном слоге МЫ ставим и играем аккорд G (соль-мажор). Дальше без слов ставим аккорд Dm (ре-минор) проводим вниз по струнам, а следом пропеваем слова до слова «светел», где на слоге СВЕ нужно сыграть, то есть поставить аккорд Am (ля-минор) и провести пальцем по струнам:
Am G Dm Am В окне зиМЫ костёр так сВЕтел,
Дальше ставим аккорд F (фа-мажор), проводим по струнам, потом поём текст до слова «него», где на слоге ГО ставим аккорд G (соль-мажор) дальше пропеваем текст и на слове «сны» играем аккорд D (ре-мажор), а потом уже без слов добавляем аккорд Dm (ре-минор):
F G D Dm Что сквозь неГО мерцают сНЫ.
Следующие две строчки играются по такой же схеме, в начале аккорды без текста, потом в первой строчке в середине без текста аккорд Dm, а во второй в конце аккорд Dm
Am G Dm Am А снег всеГО лишь – белый ПЕпел, F G D Dm Не долеТЕвший до весны.
Куплеты в песне двойные и не одинаковые. Во второй части другая мелодия и другие аккорды. Первая строчка начинается без слов с аккорда F, текст и на слове «огненная» на первом слоге аккорд G, а на следующем слове аккорд Am:
F G Am И эта Огненная вьЮга
Следующая строчка так же начинается без слов аккордом F, но в конце будет аккорд D:
F G D Всего лишь сТАрая игРА.
Снова аккорд F без слов и дальше G и Am:
F G Am Мы в наших сНАх сожгли друг дРУга
И последняя строчка куплета так же начинается с аккорда F без слов, потом пропевается текст до слова «костра» и на последнем слоге РА играем аккорд D, а дальше уже без слов аккорд E:
F D E7 Чтоб греться светом от костРА.
Переходим к припеву. Здесь нас ждут новые аккорды и отклонение в другую тональность ре-минор. Поэтому добавляются ещё аккорды тональности ре-минор. Аккорды припева такие:
Да припев в два раза короче, а аккордов больше и они чаще переставляются. Начинается припев аккордом Am на первом же ударном слоге БЕ слова «белый», пропеваем слово пепел, потом без слов играем аккорд F дальше пропеваем текст до слова «землей», где на слоге ЛЁ играем аккорд C и потом без слов аккорд E7:
Am F C E7 Белый пепел кружит над землёй,
Следующая строчка по такой же схеме, только в конце без слов будет аккорд B:
Am F C B Белый пепел сгорит на глазах.
Дальше аккорды переставляются быстро, почти на каждом слове. На слоге МЫ аккорд A7, на слоге ЛИ в слове «Зажгли» аккорд Dm, на слове «сны» аккорд E7, на слоге СА в слове «небесах» аккорд Am и ещё без слов аккорд D:
A7 Dm E7 Am D МЫ зажгЛИ эти сНЫ в небеСАх,
И в последней строчке на первом слове «чтоб» аккорд В, потом пропеваем до слова «землю» и на ударном слоге ЗЕ играем аккорд Е7 и в конце на слоге БО аккорд Am:
B E7 Am ЧтОб вернуться на ЗЕмлю с тоБОй.
Вот так мы разобрали куплет и припев, просто играя по одному разу каждый аккорд. Дальше можно добавлять ритмический рисунок. В этой песне самый подходящий гитарный бой «шестерка» с глушением:
Для кого это новый рисунок, можно поиграть без глушения, смотрите видеоразбор.
И конечно у кого уже пальцы достаточно ловко бегают по струнам, предлагаю сыграть вступление, он же проигрыш между куплетами. Табулатура такая:
Am G D Dm 1-я ------------------------------- 2-я ---------1-1-3-0--------------- 3-я -------2----------2-0-2-------- 4-я -----2------------------------- 5-я -0-3---------------------------
Можно сыграть только мелодию, но можно добавить бас и аккорды:
Am G D Dm 1-я ---------------------------1---- 2-я ---------1-1-3-0-----------3---- 3-я -------2----------2-0-2----2---- 4-я -----2----------------0----0---- 5-я -0-3---------------------------- 6-я ---------------3----------------
Смотрите видео разбор в помощь, а тем, кто хочет в оригинальной тональности текст и аккорды здесь ⇒